Мар 26

Учебно-игровое занятие на тему: «Права детей — забота государства»

Категория: Внеклассная работа, Воспитание, Доп. материал, Школа и образование Комментарии к записи Учебно-игровое занятие на тему: «Права детей — забота государства» отключены

 

Материал предоставлен учителем, школы №39 города Белореченска, Шевелевой Светланой Николаевной. Огромное спасибо за материал.

Цель: ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних (Конвенция «О правах ребенка») и Декларацией прав человека. Дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Форма проведения: учебно – игровое занятие.
Оборудование: знаки к игре «Разрешается — запрещается», «кирпичики» с надписями прав,  изображение крыши из ватмана с надписью Конвенция, лента с надписью Конвенция.
Ход занятия
Давным —  давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?
Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто – то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

1 –й ученик: -Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, политические взгляды.

2 – ученик: -Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

3 – й ученик: -Поэтому все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок, для того, чтобы все знали и уважали эти права.

Учитель:  У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых и т.д.
— Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это, кажется на первый взгляд. Ошибочным является мнение, что область применения права ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Многие, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

Стук в дверь. Интересно, кто это к нам пожаловал?

Звучит голос диктора: Конвенция – это международный договор по специальному вопросу.

Звучит классическая торжественная музыка. Входит глашатай со свитком в руке, разворачивает свиток и зачитывает:
-Слушайте! Слушайте! Слушайте! (Дата) прибывает Госпожа Конвенция.
Госпожа Конвенция распахивает двери в мир детских прав и свобод,  всех  детей приветствует Госпожа Конвенция.
Госпожа Конвенция.
— Добрый день, друзья! Я, Госпожа Конвенция, я живу в Стране прав и свобод. Я расскажу вам о том, как я появилась, и кто меня создал, а также сегодня и на последующих занятиях вы узнаете много о своих правах и обязанностях, это поможет вам в дальнейшем быстрее освоиться во взрослой жизни! Удачи вам друзья!
С 1990 года Россия является участницей Конвенции Организации Объеденных Наций «О правах ребенка». Конвенция «О правах ребенка» вступила в силу 15.09.90 г.  А сейчас, друзья, внимание! Я вас познакомлю с некоторыми правами, записанными в  «Конвенции о правах ребенка»:

Каждый  ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию;
Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по      имени отца. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей.
Ребенок имеет право  жить и  воспитываться в семье;
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам или другим
 жестоким,  бесчеловечным или унижающим достоинство видам общения и наказания;
— Государство должно защищать ребенка от любых форм плохого обращения с ними со стороны родителей или других лиц, несущих ответственность за заботу о нем.
Право на бесплатное образование;
-Ребенок имеет право на образование, и обязанность государства состоит в обеспечении бесплатного и обязательного начального образования, в поощрении среднего образования, доступного для каждого ребенка, и в обеспечении доступности высшего образования для всех на основе способностей.
Право на свободу личной жизни, передвижения, гражданства;
-Государство уважает право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг;
-Государство признает право ребенка на отдых, досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
(Повторить права, используя дом, где кирпичики изображают права.)

 

2 часть Путешествие по стране «Правознайке».
-Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Перед дальним путешествием необходимо набраться сил, взбодриться. В этом нам поможет веселая и задорная физминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз-два,
Путешествовать пора!
Ребята! Сейчас с вами мы отправимся в путешествие по стране «Правознайке.»  Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, унижают и обижают их.
Включим фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
 Вопросы:
1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
(Приключения  Буратино. Карабас —  Барабас.)
2. В какой сказке «хлебобулочный герой» несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
(Колобок)
3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?
(Баба Яга)
На доске три листа:
1.Право на бесплатное образование.
2.Право на свободный труд, защита от безработицы.
3.Право на неприкосновенность жилища.
Продолжается путешествие по стране «Правознайке», мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:
Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то, какое право они нарушили?

Дети выбирают из трех листов под №3
Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому, что он не имел какого права?
Ответ №2
Буратино продал свою азбуку, не воспользовался, каким правом?
Ответ №1.

Учитель:  молодцы, вы внимательно слушали  нашу гостью Госпожу Конвенцию и правильно справились с предложенными заданиями.
Госпожа Конвенция оставила для вас пакет. Сейчас я его открою и посмотрю, что там может быть, (открывает пакет и достает письмо)
— Уважаемые ребята!  Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша жизнь, особенно в нынешний период, настолько сложна и многообразна, что изучение прав и обязанностей необходимо начинать с раннего детства. Вы, получив знания, на занятиях по праву более легко сможете ориентироваться во взрослой самостоятельной жизни и будете подготовлены отстаивать свои права, честно и добросовестно выполнять обязанности  гражданина нашей прекрасной страны России.

Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

(Листовка)

Уважаемые ребята!
Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша жизнь, особенно в нынешний период, настолько сложна и многообразна, что изучение прав и обязанностей необходимо начинать с раннего детства. Вы, получив знания, на занятиях по праву более легко сможете ориентироваться во взрослой самостоятельной жизни и будете подготовлены отстаивать свои права, честно и добросовестно выполнять обязанности  гражданина нашей прекрасной страны России.


Комментирование закрыто.