Апр 15

Социальная адаптация младших школьников в условиях обучения начального звена образования

Категория: Анализ внеклассной работы, Внеклассная работа, Воспитание, Доп. материал, Информация, Преподавание, Тематические планы Комментарии к записи Социальная адаптация младших школьников в условиях обучения начального звена образования отключены

Доклад соц. педагога
Шевелевой С.Н.

Социальные и психологические изменения последнего времени.
Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось всё: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих «без присмотра», возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей.
Часто учителя жалуются, что даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и «невинные», как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей все труднее становиться нормально, взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.
Многие учителя вынуждены больше времени уделять заботе о дисциплине в классе, и, к сожалению, приходиться признать, что милым и дружелюбным детям достается все меньше и меньше учительского внимания. Нередко педагоги говорят о своеобразном замкнутом круге: им приходиться работать с всё большим числом беспокойных детей
Школа сегодня — серьёзный психогенный фактор. Одним из направлений работы школьного психолога является психопрофилактика эмоционального напряжения  ( стрессов, срывов) у педагогов, учащихся и родителей. Работа, как правило, ведется с участниками образовательного процесса параллельно, делается лишь акцент на социально- возрастные особенности группы. Педагог-психолог помогает учащимся, педагогам и родителям определять и использовать свои возможности предотвращать эмоциональные стрессы.
Работа ведется в трех направлениях:
1. Активное взаимодействие с учащимися.
Назначение:
формирование ответственности за свое психологическое здоровье и освоение способов психопрофилактики эмоционального напряжения.
2. Методическая работа с педагогическим коллективом.
Назначение:
осознание причин эмоционального и профессионального сгорания учителей, его влияние на качество образовательного процесса, освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.
3.Психолого-педагогический всеобуч родителей.
Назначение:
осмысление важности создания здоровьесберегающих условий в семье для предотвращения эмоциональных срывов у детей
Проблемы и трудности адаптации к школе являются ведущими для младшего школьного возраста. Именно в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Поэтому очень важно создать психологически комфортные условия для детей буквально с первых дней пребывания в школе, чтобы для каждого ребенка его школа стала действительно школой радости, личностных достижений и успехов. Особое внимание необходимо уделить быстрому установлению позитивных решений, овладению приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками и взрослыми.
Ведущей ценностью образования сегодня является личность ребёнка. Для её свободного развития необходимы создание благоприятных условий, изменение стиля общения между учителем и учеником,  переориентация содержания образования на саморазвитие личности. Таким образом, цель воспитания направлена на достижение каждым учеником успешной социализации. Под социализацией младшего школьника мы  понимаем процесс усвоения ребёнком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему уже сегодня быть востребованным и успешным.
Важным критерием школьного социума является адаптация.                            Одной из самых важных и крупных проблем в школе, является проблема школьной адаптации, т. е. социализация ребенка к школьной среде. Станет ли школа для ребенка вторым домом, будет ли он ходить в этот дом с радостью, свяжет ли все значимое для него в настоящем со школой, останется ли она в будущем для него опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу, озабоченность, неудовлетворенность, убьёт любознательность и потребность в достижениях? Ответ на эти вопросы требует незамедлительного решения. Рассмотрим более подробно проблему детей на школьном старте и связанные с ней заботы. Решая проблему адаптации, приходится иметь дело с двумя очень похожими по возрасту, но разные по своим возможностям категориям детей. Это шестилетки и младшие школьники
Несмотря на многочисленные исследования психологических особенностей детей шестилетнего возраста, организацию разносторонней опытно – экспериментальной работы, положение этой категории учащихся в большинстве не выдерживают никакой критики. Администрация, учителя начальных классов и родители не видят разницы между детьми шести и семи лет. Необходимо донести до педагогов  и родителей знания о психологических особенностях детей 6-7 летнего возраста, о том общем и особенном, что важно учитывать при приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно – воспитательного процесса.
Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни детей, наполненной их собственными интересами и переживаниями.
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С.Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С.Выготского, быть готовым к школьному обучению – значит прежде всего обобщать и диффиринцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Социально – психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличии от физиологической адаптации, которая проходит как бы автоматически. С социально – психологической адаптацией дело обстоит иначе: чтобы адаптироваться, необходимо приложить специальные усилия. При адаптации в новой группе, коллективе, не столько среда воздействует на тебя, но ты сам меняешь социально – психологическую ситуацию, создаешь свою личностную микросреду. Педагогу надо помочь детям адаптироваться в новых социальных  условиях. Но адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, но и самим педагогам – к новым для них воспитанникам, а родителям – к своему ребенку, который теперь стал школьником. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.
Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия. В ходе исследования выявлено три уровня адаптации детей к школе. Зная, их родители могут проверить, как проходит этот период привыкания к новой школьной жизни..
Высокий уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего  контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если его учитель излагает подробно и наглядно, усваивает  основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает, сосредоточен только тогда, когда занят чем – то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушение дисциплины; объясняемый педагогом материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
Сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная пауза помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Для того чтобы период адаптации к школе у ребенка прошёл относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный статус в группе сверстников. Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности, все это зависит от подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям
Взаимодействие с ребенком, контакт с ним, исключает авторитарность. Диктаторство, угрозы типа: « Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!», «Только принеси мне двойку!». Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи.
Безразличие или даже отрицательное отношение к школе чаще всего возникает не у тех детей, которые к моменту поступления знали слишком много, а у тех, которые знали слишком мало. Недостаточная подготовленность приводит к неудачам. Ребенок начинает воспринимать учебу как немыслимую нагрузку. Он добросовестно выполняет все указания  учителя, старается, а у него все равно выходит плохо. Вместо ожидаемых похвал он получает постоянно замечания. Не удивительно, что вскоре ему это надоедает, и он теряет интерес к школе. И мы получает дезадптированную личность в учебном процессе.
Причины социальной дезадаптации, конфликтности ребенка могут быть следующие особенности его психики и личности (причем, для социальной дезадаптации достаточно хотя бы одного условия, но часто причины имеют комплексный характер):
— отсутствие навыков общения;
— неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
— высокое требование к окружающим;
— эмоциональная неуравновешенность;
— тревожность и боязнь общения;
— замкнутость.
Отсутствие навыков общения является весьма существенным препятствием для ребенка к взаимодействию с другими детьми. Навыки возможно сформировать с помощью поведенческих тренингов. Необходимо задать вопрос о том, почему же ребенок не умеет общаться. Скорее всего, ответом будет то, что ребенок воспитывался дома, почти не контактировал со сверстниками, либо по тому, что после первых контактов в яслях, окончившихся неудачно, родители забрали его оттуда. Депривация общения со сверстниками может сказаться негативно на развитии ребенка, привести к деформациям самооценки, формированию неадекватных установок в отношении сверстников.
Неадекватное оценивание ребенком себя в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать основой для возникновения трудностей при завязывании социальных контактов.
Самооценка ребенка может быть заниженной. Адекватной и заниженной. Сама адекватная самооценка ещё не залог успеха в общении, однако, если она деформирована, то это уже достаточное условие социальной дезадаптации.
Ребенок с заниженной самооценкой чаще всего обладает высокой тревожностью, неуверенностью, с агрессивными тенденциями поведения. Если он компенсаторною агрессивен, то это не «вырывает» его самооценку. Но лишь приводит к тому, что окружающие оценивают ребенка как самолюбивого, самодовольного. Самоуверенного.
Ребенок с завышенной самооценкой стремится прервать собеседника. Он это делает потому, что хочет показать свое превосходство, получить одобрение и высокую самооценку своих особенностей или результатов активности.
Высокая тревожность также может служить основой появления трудностей в общении у ребенка. Во – первых, потому, что тревожный ребенок может создавать определенный эмоциональный дискомфорт в общении, частые переправки. Трудности принятия окончательного решения могут поставить его в зависимость от другого. Во – вторых, тревожность совместно с заниженной самооценкой может препятствовать завязыванию контакта. Ребенок, обладающий такими качествами, боится неудачи, окриков, публичных оскорблений.
Описание особенностей личности, препятствующие установлению контакта и нормальному общению, способствующему развитию личности, и выступающие, таким образом, причинами социальной дезадаптации, сами по себе имеют определенные основания. Любое нарушение социальных отношений имеет корни в нарушениях семей отношений.  Для коррекции социальной дезадаптации личности необходимо не только формировать навык общения и гармонизировать отношение ребенка со сверстниками, но, может быть, в первую очередь, устранить те негативные социальные  отношения, которые предшествовали имеющимся в настоящий момент конфликтам ребенка с социальным окружением. Гармонизация отношений в семье большей частью предлагает работу с родителями, т.к. ребенок скорее принимает отношение взрослых к себе, чем формирует его.
Психологическое просвещение педагогов
Цель:
Оказание психологической помощи педагогам в работе с дезадаптированными и учащимися и дезадаптами.
Задачи:
1. Информировать педагогов о результатах социально – психологического мониторинга;
2.Оказывать психологическую помощь по выходу из кризисных ситуаций.
3.вести разъяснительную работу по причинам дезадаптации.
4.Организовать и проводить индивидуальные консультации по повышению психологической грамотности педагогов.
Формы работы с педагогами:
1.Совещания с педагогами.
2.Участие педагогов в уроках- тренингах.
3.Проведение семинаров.
4.Индивидуальное консультирование педагогов.
Тематика информационной работы с педагогами:
1.Псхофизиологическая готовность первоклассников к регулярному обучению в школе.
2.Мониторинг социально-психологической адаптации учащихся
3.Косультации психолога: «Работа с социально дезадаптированным ребенком».
4.Необходимые знания о социальной адаптации  младшего школьника .
5.В помощь классному руководителю: Анкета «Мотивы школьного обучения»
Психологическое просвещение родителей:
Цель:
Оказание психологической  помощи родителям по социальной адаптации ребенка в условиях регулярного школьного обучения.
Задачи:
1. Информировать родителей о психофизиологической готовности ребенка к регулярному школьному обучению.
2.Оказать психологическую помощь по выходу из кризисных ситуаций.
3.Вести разъяснительную работу по причинам дезадаптации.
4 Организовать и проводить индивидуальные консультации по повышению психологической грамотности родителей.
Формы работы с родителями:
1.Родительские собрания.
2.Индивидуальные консультации.
3. Родительский всеобуч.
Тематика информационной работы с родителями:
1.Адаптация ребенка к школе ( продолжительность этапов)
2.Психофизиологические особенности 6-7 лет.
3. Мониторинг социально-психологической адаптации учащихся
4.Косультации « Помощь  в адаптации ребенка к регулярному школьному обучению».
5.Рекомендации родителям на этапе адаптации.


Комментирование закрыто.