Мар 29

ПРОГРАММА ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ «ПРАВО И ЗАКОН»

Категория: Внеклассная работа, Доп. материал Комментарии к записи ПРОГРАММА ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ «ПРАВО И ЗАКОН» отключены

Материал предоставлен учителем, школы №39 города Белореченска, Шевелевой Светланой Николаевной. Огромное спасибо за материал.

социального педагога
МОУ НОШ 39
Шевелевой Светланы Николаевны

Пояснительная записка

Социально – политические  и экономические преобразования в государства в большей степени, чем на других слоях населения, отражаются на несовершеннолетних. В частности, в последнее время подростки все более становятся криминально активной категорией населения, увеличивается количество правонарушений, совершенных учащимися общеобразовательных школ. Это те молодые, социально незрелые люди, которые еще не понимают, что за любое преступление или правонарушение обязательно наступает ответственность. Это те подростки, развитие которых осложнено влиянием отрицательных социально – психологических факторов: проблемами в адаптации к учебному процессу и к жизни школы, трудностями семейных взаимоотношений, подверженностью негативному воздействию средств массовой информации, неблагоприятным социальным  окружением и др. отрицательным влияниям.
Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, увеличением числа других антиобщественных действий особо настораживают складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентаций подростков и юношества.  Она проявляется в вытеснении традиционных  ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижения общественно полезной активности, утверждением социальной апатии, появлением устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм.
Конечно, учитель не в силах изменить нравственно – политический климат в стране, но предупредить школьника об опасностях он может. Педагог способен убедить подростка в необходимости задуматься о возможных последствиях его потенциальных противоправных действий; показать, чем он рискует, если позволит увлечь себя стихии подростковых эмоций. Таким образом, школа может методом интенсивного воздействия на сознание и поведение детей реально повлиять на уровень правонарушений в молодежной среде.

Цель программы – формирование правовой  грамотности и культуры учащихся.

Задачи программы:
1.создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2.научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3.сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4.способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
5.предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений;
6.способствоать развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений.

Структура программы

Циклы программы
1 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
2 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
3 ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
4 Я — ГРАЖДАНИН
5 ПРАВА РЕБЕНКА

На курс правового воспитания  отводится один социальный урок в четверть.
Программа составлена с учетом принципов системности, доступности. Все разделы начинаются и заканчиваются повторением ранее изученного материала.

В конце программы для каждого класса перечислены основные знания и навыки, которыми должны овладеть учащиеся.

МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

Содержание курса реализуется на социальных уроках и занятиях, которые планируются из расчета один  урок в четверть и два часа в год по разделу Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.

1.    Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, конкурс сочинений, которые способствуют развитию умений школьников.
2.    Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.

                                                                                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
ПРАВИЛАПОВЕДЕНИЯ
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Я- ГРАЖДАНИН
ПРАВА РЕБЕНКА

Раздел Тема Классы
1 Правила общения Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»
Главные ценности нашей жизни
Беседа «Правило личной безопасности»
Беседа «Что такое хорошо и что такое «плохо»
4
1
1
2
2 Правила поведения Беседа «Человек в мире правил»
Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице »
Беседа «За что ставят на внутри школьный учет?»
Беседа «Правила поведения в школе»
Беседа «За что ставят на учет в милиции?»
Беседа «Бережно относись к школьному и другому  общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»
1
2
3
3
4
4
3 Правила дорожного движения Правила поведения в транспорте.
Места игр и катания на велосипедах и роликах, лыжах, коньках, санках.
Основные правила поведения школьников  на улице и дороге
Обязанности пассажиров
Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом
Поведение школьников вблизи железнодорожных путей
1
2
3
3
4
4
4 Я — Гражданин Беседа «Я – гражданин России».
Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»
2
3
5 Права ребенка Беседа «Твои права и обязанности»
Беседа «Равенство прав людей от рождения»
Деловая игра «Главные вопросы»
Устный правовой журнал «Конвенция «О правах ребенка»
2
4
4

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО СФОРМИРОВАТЬ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА
Знания, умения, навыки
1 класс
Знать:
*правила поведения в школе;
*название государства и символику;
*законы класса;
* правила личной безопасности;
Уметь:
*соблюдать правила поведения в школе;
*выполнять законы класса;
* соблюдать безопасность на улице;
2 класс
Знать;
*какого человека называют гражданином:
*качества человека, необходимые достойному гражданину;
*основные обязанности и права ученика;
*правила поведения в общественных местах, дома, в школе;
Уметь:
*различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;
*высказывать негативное  отношение к плохим поступкам;
*приобрести навыки культуры общения с разными людьми в разных ситуациях;
3 класс
Знать:
*что такое закон?
*как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?
*какие поступки нарушают устав школы?
*какие правила поведения надо соблюдать на железной дороге?
Уметь:
*дисциплинированно вести себя на железной дороге;
*соотносить моральные нормы с повседневным поведением;
4 класс
Знать:
*элементарные права людей;
*какие правонарушения и преступления может совершить школьник?
*первоначальные представления о юридической ответственности;
Уметь:
*уважать людей;
* бережно относиться к своему и чужому имуществу;
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Законы воспитания в семье. Какими им быть?
(1 класс)
2.Воспитание ненасилием в семье.
(2 класс)
3.Как научить сына или дочь говорить «нет».
(3 класс)
4.Детская агрессивность ее причины и последствия.
(4 класс)
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Альбом «Ваши права»
2.Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.
3.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова.
5.Журналы «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников»


Комментирование закрыто.